Информация для граждан, по оказанию бесплатной юридической помощи в Республике Крым

Законом Республики Крым от 1 сентября 2014 года № 59-ЗРК «О бесплатной юридической помощи в Республике Крым» регулируются отношения, связанные с реализацией права граждан Российской Федерации на получение бесплатной юридической помощи в Республике Крым, а именно - правовое консультирование граждан в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к компетенции Государственного комитета по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан; составление гражданам, нуждающимся в социальной поддержке и социальной защите, заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера и представления их интересов в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами Республики Крым. 

Далее приведены выдержки из указанного Закона во исполнение статьи 28 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»: 

Статья 8. Оказание бесплатной юридической помощи на территории Республики Крым 
В соответствии с Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" и настоящим Законом гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках системы государственной юридической помощи оказывают: 
1) исполнительные органы государственной власти Республики Крым и подведомственные им государственные учреждения; 
2) адвокаты, нотариусы; 
3) государственные юридические бюро; 
4) иные участники, оказывающие бесплатную юридическую помощь, наделенные такими полномочиями Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации". 
Статья 9. Оказание бесплатной юридической помощи исполнительными органами государственной власти Республики Крым и подведомственными им государственными учреждениями Республики Крым 
Исполнительные органы государственной власти Республики Крым и подведомственные им учреждения оказывают бесплатную юридическую помощь: 
1) в виде правового консультирования граждан в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан; 
2) в виде составления гражданам, нуждающимся в социальной поддержке и социальной защите, заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера и представления их интересов в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами Республики Крым. 
Статья 12. Категории граждан, обладающих правом на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и случаи оказания такой помощи 
1. Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан: 
1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее – малоимущие граждане); 
2) инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, лица, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы; 
3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации, Герои Украины, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя"; 
4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей; 
5) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью; 
6) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей; 
7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"; 
8) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве); 
9) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"; 
10) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан; 
11) граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации; 
12) иные категории граждан, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом. 
Статья 13. Документы, предоставляемые для получения бесплатной юридической помощи 
1. Для получения бесплатной юридической помощи в порядке, предусмотренном настоящим Законом, граждане (их законные представители или представители) представляют следующие документы: 
1) заявление об оказании бесплатной юридической помощи по форме, утверждаемой Советом министров Республики Крым (для всех категорий граждан, указанных в части 1 статьи 12 настоящего Закона); 
2) паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность и подтверждающий гражданство Российской Федерации (для всех категорий граждан, указанных в части 1 статьи 12 настоящего Закона); 
3) справку о признании гражданина малоимущим (для категорий граждан, указанных в пункте 1 части 1 статьи 12 настоящего Закона). Справка о признании гражданина малоимущим для получения бесплатной юридической помощи выдается органом социальной защиты населения по месту жительства (далее – орган социальной защиты населения) в течение 10 дней со дня подачи соответствующего обращения на основании сведений о составе и доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за последние шесть месяцев; 
4) справку федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности, удостоверение лица, пострадавшего в результате Чернобыльской катастрофы (для категорий граждан, указанных в пункте 2 части 1 статьи 12 настоящего Закона); 
5) удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, Героя Российской Федерации, Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации, Героя Украины (для категорий граждан, указанных в пункте 3 части 1 статьи 12 настоящего Закона); 
6) документы, подтверждающие статус детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для категорий граждан, указанных в пункте 4 части 1 статьи 12 настоящего Закона), документы, подтверждающие полномочия представителей (для законных представителей и представителей детей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 4 части 1 статьи 12 настоящего Закона); 
7) документ, подтверждающий, что гражданин, обращающийся за оказанием бесплатной юридической помощи, является усыновителем (для категорий граждан, указанных в пункте 6 части 1 статьи 12 настоящего Закона); копию свидетельства о рождении несовершеннолетнего, справку учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, подтверждающую факт нахождения несовершеннолетнего в соответствующем учреждении, при их наличии (для категорий граждан, указанных в пункте 8 части 1 статьи 12 настоящего Закона), документы, подтверждающие полномочия представителей (для законных представителей и представителей несовершеннолетних, указанных в пункте 8 части 1 статьи 12 настоящего Закона); 
8) решение суда о признании гражданина недееспособным (для категорий граждан, указанных в пункте 10 части 1 статьи 12 настоящего Закона), документы, подтверждающие полномочия представителей (для законных представителей и представителей лиц, признанных судом недееспособными, указанных в пункте 10 части 1 статьи 12 настоящего Закона); 
9) направление органа социальной защиты населения для получения бесплатной юридической помощи либо иные документы, предусмотренные статьей 15 настоящего Закона (для категорий граждан, указанных в пункте 11 части 1 статьи 12 настоящего Закона); 
10) документы, подтверждающие принадлежность к другим категориям граждан, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом (для категорий граждан, указанных в пункте 12 части 1 статьи 12 настоящего Закона). 
Для получения бесплатной юридической помощи в порядке, предусмотренном настоящим Законом, граждане, их представители (законные представители) дают согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым. 
2. Заявления об оказании бесплатной юридической помощи несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних или отбывающим наказание в виде лишения свободы, могут быть направлены руководителями учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних или службы исполнения наказаний, органами опеки и попечительства, а также комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. 
3. Гражданину, имеющему право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", бесплатная юридическая помощь может быть оказана в том числе на основании запроса об оказании такой помощи, направленного стационарным учреждением социального обслуживания, в котором проживает гражданин, при условии, что самим гражданином, его представителем (законным представителем) представлены документы, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи. 
4. Указанный гражданин также вправе обратиться за получением бесплатной юридической помощи самостоятельно либо через представителя (законного представителя). В этом случае, помимо документов, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи, он представляет документы, подтверждающие его право на стационарное социальное обслуживание (например, копию решения органа социальной защиты населения о социальном обслуживании или договора о социальном обслуживании), и, в случае обращения представителя (законного представителя), документы, подтверждающие полномочия представителя (законного представителя). 
Гражданам, имеющим право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", бесплатная юридическая помощь может быть оказана в том числе на основании запроса об оказании такой помощи, направленного администрацией учреждения, оказывающего гражданину психиатрическую помощь, при условии, что самим гражданином, его представителем (законным представителем) представлены документы, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи. 
Указанный гражданин также вправе обратиться за получением бесплатной юридической помощи самостоятельно либо через представителя (законного представителя). В этом случае, помимо документов, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи, он должен представить документы, подтверждающие оказание ему психиатрической помощи (например, справку из соответствующего медицинского учреждения либо от частнопрактикующего врача-психиатра), и, в случае обращения представителя (законного представителя), документы, подтверждающие полномочия представителя (законного представителя). 
Статья 15. Порядок оказания бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации 
1. Гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, бесплатная юридическая помощь оказывается по направлению органов социальной защиты населения, за исключением экстренных случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. 
Порядок выдачи направлений устанавливается Советом министров Республики Крым. В направлении указывается описание трудной жизненной ситуации, в связи с которой требуется оказание гражданину бесплатной юридической помощи. 
2. Для получения направления гражданин, находящейся в трудной жизненной ситуации (его законный представитель или представитель), обращается в орган социальной защиты населения с заявлением. 
3. Орган социальной защиты населения не позднее трех рабочих дней с момента обращения гражданина выдает направление для получения бесплатной юридической помощи в связи с трудной жизненной ситуацией либо принимает мотивированное решение об отказе в выдаче такого направления. 
4. Отказ органа социальной защиты населения в выдаче направления для получения бесплатной юридической помощи в связи с трудной жизненной ситуацией может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 
5. Под экстренными случаями понимаются случаи, когда оказавшийся в трудной жизненной ситуации гражданин (его законный представитель или представитель) нуждается в получении бесплатной юридической помощи, но не может представить документы, требуемые для подтверждения у него права на получение такой помощи, и при этом неоказание бесплатной юридической помощи может привести к одному из следующих последствий: 
1) причинение гражданину значительных убытков; 
2) пропуск срока исковой давности, процессуальных сроков или иных сроков, несоблюдение которых является правовым основанием для отказа в реализации или защите прав гражданина; 
3) утрата информации, документов или доказательств, необходимых для реализации или защиты прав гражданина; 
4) иные обстоятельства, нарушающие нормальную жизнедеятельность гражданина, обстоятельства, возникшие в результате происшествий и обстоятельств, угрожающих жизни или здоровью гражданина, и требующие немедленного оказания юридической помощи; 
6. В экстренных случаях оказание бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, производится без направления органов социальной защиты населения. 
7. Для получения бесплатной юридической помощи в экстренном случае гражданин (его законный представитель или представитель) представляет: 
1) заявление об оказании бесплатной юридической помощи в экстренном случае; 
2) согласие на обработку своих персональных данных. 
Гражданин также вправе представить документы, подтверждающие факт, что неоказание бесплатной юридической помощи может повлечь наступление последствий, указанных в части 5 настоящей статьи, и причины непредставления документов, указанных в статье 13 настоящего Закона. 
8. Для установления факта экстренного случая необходимо в заявлении гражданина (его законного представителя или представителя) об оказании бесплатной юридической помощи в экстренном случае описать обстоятельства, по которым случай является экстренным и гражданин (его законный представитель или представитель) не может воспользоваться платной юридической помощью. 
9. Для целей применения части 5 настоящей статьи под значительными убытками понимаются убытки, составляющие не менее половины подтвержденного среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина либо, если доход гражданина документально не подтвержден, не менее половины величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым для соответствующей социально-демографической группы населения. 
10. Решение об оказании бесплатной юридической помощи в экстренных случаях принимается в день поступления от гражданина заявления об оказании бесплатной юридической помощи в экстренном случае. 
11. Решение об отказе в оказании бесплатной юридической помощи в экстренных случаях принимается, если: 
1) заявление об оказании бесплатной юридической помощи в экстренном случае не содержит информации, указанной в части 8 настоящей статьи; 
2) отсутствуют правовые основания для вывода о том, что обстоятельства, описанные в заявлении об оказании бесплатной юридической помощи в экстренном случае, приведут к наступлению последствий, указанных в части 5 настоящей статьи. 
12. Оказание бесплатной юридической помощи по основаниям, указанным в пункте 11 части 1 статьи 12, прекращается, если преодолена трудная жизненная ситуация, описанная в направлении органа социальной защиты населения или в заявлении об оказании бесплатной юридической помощи в экстренном случае.

Содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты гарантированных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц, содержание обязанностей граждан и юридических лиц и пределы исполнения таких обязанностей 

Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации закреплены в главе 2 Конституции Российской Федерации. 
Согласно ст. 8 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. 
Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (ст. 9 ГК РФ). 
Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечёт прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 9 ГК РФ). 
Гражданское законодательство Российской Федерации (ст.1 ГК РФ) основывается на признании равенства участников регулируемых ими отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав и свобод, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. 
Граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своём интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. 
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. 
При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. 
Никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения. 
Согласно ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. 
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. 
Статья 11 ГК РФ устанавливает общий порядок судебной защиты гражданских прав. Судебный порядок является преимущественной, но не единственной формой защиты прав.п.2 данной статьи допускает также административный порядок защиты гражданских прав (обжалование действий и актов государственных органов в вышестоящий по отношению к ним орган исполнительной власти), который возможен лишь в случаях, предусмотренных законом. 
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (ст.15 ГК РФ). 
Убытки, причинённые гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издание не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

Компетенция и порядок деятельности Государственного комитета по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым и подведомственных ему организаций, полномочия их должностных лиц 

Компетенция органа государственной власти — определяемые Конституцией РФ и Конституцией Республики Крым предметы ведения (сфера деятельности, круг вопросов, подлежащих разрешению), соответствующий им объем полномочий и пределы деятельности органа государственной власти. Строго говоря, компетенция органов государственной власти включает в себя: полномочия органа государственной власти, предметы ведения и основные направления деятельности или функции данного органа. В узком значении компетенция органов государственной власти нередко отождествляет с его полномочиями. Компетенция органов государственной власти субъектов РФ определена в законодательстве субъектов РФ, соответствующем Конституции РФ и федеральным законам. Компетенция органов государственной власти предполагает исчерпывающее определение круга полномочий такого органа, пределов и сфер его деятельности, а также указание на принимаемые им правовые акты. Такой порядок определения компетенции призван исключить возможность превышения власти тем или иным органом, вторжения в сферу деятельности других органов власти. В то же время определение компетенции органов государственной власти юридически узаконивает самостоятельность данного органа, его право действовать в соответствии с возложенными на него полномочиями. 
Исчерпывающий перечень полномочий Государственного комитета по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым и его должностных лиц изложен в Положении о Государственном комитете по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым, утвержденном постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 161 (в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 11 ноября 2014 года № 445) (размещено на веб-портале GKVOD.RK.GOV.RU), а также в разделе «О Госкомитете» веб-портала GKVOD.RK.GOV.RU. 
Исчерпывающие перечни полномочий организаций, находящихся в ведении Государственного комитета по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым, и их должностных лиц изложены в соответствующих уставах данных организаций (размещены на веб-портале GKVOD.RK.GOV.RU, в разделе «Подведомственные организации»). 

Правила оказания государственных услуг 

Правила оказания государственных и муниципальных услуг установлены Федеральным законом № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». 
Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия. 
В соответствии с данным законом государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги. 

Основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются: 
1) правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги а также организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг; 
2) заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг; 
3) правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями; 
4) открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг; 
5) доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья; 
6) возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя. 

При получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на: 
1) получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; 
2) получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; 
3) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя; 
4) досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг; 
5) получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги (далее - соглашения о взаимодействии), с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии. 

Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: 
1) предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; 
2) обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя; 
3) предоставлять в иные органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, в подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, участвующие в предоставлении государственных и муниципальных услуг, многофункциональные центры по межведомственным запросам таких органов и организаций документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов, безвозмездно, а также получать от иных органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных органов, от подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров такие документы и информацию; 
4) исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями Федерального закона 
№ 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг. 

Подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, участвующие в предоставлении государственных и муниципальных услуг, обязаны: 
1) предоставлять в органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, и многофункциональные центры по межведомственным запросам таких органов и многофункциональных центров документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов, безвозмездно, а также получать от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, многофункциональных центров такие документы и информацию; 
2) исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями Федерального закона 
№ 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг. 

Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя: 
1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг; 
2) представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе; 
3) осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 Федерального закона № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». 

Административные регламенты оказания государственных услуг Государственным комитетом по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым размещены в разделе «Нормативные правовые документы» на веб-портале GKVOD.RK.GOV.RU. 

Основания, условия и порядок обжалования решений и действий Государственного комитета по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым, подведомственных ему учреждений и их должностных лиц 

В соответствии со ст.18 Конституции РФ - права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. 
Статья 11 ГК РФ устанавливает общий порядок судебной защиты гражданских прав. Судебный порядок является преимущественной, но не единственной формой защиты прав. Пункт 2 данной статьи допускает также административный порядок защиты гражданских прав (обжалование действий и актов государственных органов в вышестоящий по отношению к ним орган исполнительной власти), который возможен лишь в случаях, предусмотренных законом. 
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. 
Статьей 16 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному п<